Электронная библиотека
  

Онегин и Ленский — сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Онегин и Ленский — сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

 
Сюжетная линия Онегин — Ленский выполняет очень важную функцию в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин».
 
Что объединило этих двух героев в деревенской тиши, а затем развело, заставив одного переступить черту и стать преступником, а другого — жертвой преступления?

 
Если вкратце охарактеризовать Евгения Онегина в период знакомства с Владимиром Ленским, то можно сказать, что это был молодой человек, рано насладившийся всеми прелестями столичной жизни, разочаровавшийся пустым блеском столичной мишуры, а потому холодный, рассудительный и даже в некоторой степени жестокий в обращении с окружающими. Он хандрил и, как следствие этого, был чужд искусству: «охлажденное чувство» мешало переживать восторг.
 
Напротив, Владимир Ленский — «красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»:
 
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный.
 
Ленский оптимистично относится к жизни, веря, что она полна чудес. Он ожидает пламенной любви, верит в искреннюю дружбу, в свою будущую славу.
 
Все эти наивные ожидания, по словам Пушкина, «в нем рано волновали кровь». Смыслом его жизни была поэзия:
 
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы.
 
Характеризуя своего героя, Пушкин говорит, что Ленский воспитывался на чтении Шиллера и Гете (можно полагать, что вкус у юного поэта был неплохой, если он выбрал себе таких великих учителей) и был способным поэтом:
 
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…
 
Но понимание «простоты» и «ясности» у поэта Пушкина и поэта Ленского несколько различалось. У Ленского эти качества происходят от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порождены «поэтическими предрассудками души», в то время как Пушкин имел в виду простоту и ясность поэзии, основанные на трезвом взгляде на жизнь, стремлении понять ее закономерности, найти ясные формы ее воплощения в художественных образах.
 
Пушкин указывает на еще одну особенность характера Ленского-поэта: книжно, искусственно выражать свои чувства.
 
Придя на могилу отца Ольги, Ленский уныло произносит: «Poor Yorick…» — что является цитатой из Шекспира.
 
Несмотря на существенные различия в характерах и своем отношении к жизни, Ленский и Онегин быстро подружились:
 
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
 
Автор определяет эту дружбу так: «от делать нечего друзья».
 
Противоречия сопровождают друзей вплоть до трагической развязки. Интересно, что Онегин первое время ведет себя с другом довольно осторожно. Он с улыбкой слушает пламенные речи Ленского, при этом старается особо не выражать свое «охладительное слово». «В любви считаясь инвалидом», Евгений с важным видом выслушивает откровения Ленского о его любви к Ольге, однако, в первый раз увидев девушку, не удерживается от комментария:
 
… Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
 
Эти слова становятся первым предвестником надвигающейся трагедии: они вывели Владимира из состояния равновесия, которое прежде ему было даровано любовью, раздосадовали и, скорее всего, разозлили.
 
Далее поэт отходит от изображения дружбы Ленского и Онегина, сосредоточиваясь, главным образом, на развитии любовного сюжета.
 
После объяснения в саду Татьяна отнюдь не разлюбила Онегина. Ее сердце разрывается от печали и безотрадной страсти. В это же время отношения Ольги и Владимира выходят на новый уровень: влюбленный Владимир играет локоном своей возлюбленной, целует край ее одежды, читает нравоучительный роман, прилежно украшает листки ее альбома незатейливыми рисунками и нежными стихами.
 
Поэт акцентирует внимание на том, что Ленский в альбоме Ольги пишет не мадригалы, а элегии, которые полны «истины живой». И этот факт напрямую связан с последующими событиями, а именно ранней смертью Ленского. Дело в том, что тема ранней смерти молодого человека (поэта) была распространена в русской романтической поэзии первой трети XIX века. Сам Пушкин в 1816 году написал «Элегию» («Я видел смерть…»), мотивы которой перекликаются со стихами Ленского, введенными автором в роман «Евгений Онегин».
 
Мотив предчувствия ранней смерти свидетельствовал о тягостном ощущении непрочности бытия. В начале XIX века, в связи с событиями в Европе, в этом мотиве выражалось одиночество человека, окруженного враждебным ему обществом.
 
Впоследствии эта тема стала расхожей, с ее помощью культивировалась пассивность личности, осознание бесплодности борьбы. В среде будущих декабристов возник протест против унылой элегии, распространение которой приписывалась самому Пушкину.
 
Задетый этими обвинениями, поэт включил в четвертую главу «Евгения Онегина» слова в защиту элегии как жанра. Стихи Ленского очень важны для объективной характеристики данного персонажа как поэта и определенного типа молодого человека — мечтателя.
 
Ленский влюблен безумно, эти чувства волнуют его, будоражат его кровь. В то же время Онегин «жил анахоретом», ведя размеренный, подчиненный определенному порядку образ жизни: прогулки, чтение, глубокий сон, случайный поцелуй, прихотливый обед. Этот порядок нарушают события, произошедшие на именинах Татьяны. Онегина раздражает все: глупая влюбленность Ленского, отблеск неразделенных чувств Татьяны на ее поведении. Он негодует — жизнь, непонятная ему жизнь, проходит мимо него. Но Онегин уверен, что сумеет доказать всем свою правоту, разрушив казавшиеся такими прекрасными чары любви. Месть Онегина и по отношению к другу, и по отношению к влюбленной в него девушке жестока.
 
Он решительно приглашает Ольгу на вальс и во время танца шепчет ей на ушко «какой-то пошлый мадригал».
 
Ленский негодует, он не способен вынести такого удара судьбы: его прекрасная возлюбленная — изменница. Исход один — защитить свою честь и достоинство, вызвав обидчика на поединок. При этом Ленский предчувствует трагический для себя финал. По мере приближения рокового часа усиливается его тоскливое настроение:
 
…Сжалось
В нем сердце, полное тоской;
Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось.
 
Онегин полон искреннего раскаяния, но он не способен дать ход этому раскаянию и помириться с Ленским.
 
В сцене дуэли в авторском комментарии звучит призыв к разумному разрешению конфликтной ситуации. Почему же друзья, которые недавно щедро делились друг с другом и трапезой, и мыслями, и делами, вдруг предались злобному отмщению? Ответ прост: «светская вражда боится ложного стыда».
 
Таким образом, сцену дуэли можно считать кульминацией в развитии основного конфликта романа. Чувство превосходства Онегина мнимое, он подчинился общественному мнению, убив друга. Однако выжив физически, он был сломлен нравственно: предрассудки среды, презираемой им, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.
 

У лукоморья дуб зелёный — А.С.Пушкин
Письмо Татьяны к Онегину — А.С.Пушкин
Читать другие сочинения А.С. Пушкина