Электронная библиотека
  

Сказка везира — турецкая народная сказка на русском языке

 

Турецкая сказка

 
— Рассказывают,- начал везир,- что в городе Каире жил великий падишах и
было у него два сына. Однажды шах оглянулся на дела, творимые коварным роком
и несправедливой судьбой, и увидел, что всё в мире непрочно и непостоянно и
все — во власти судьбы: шах и нищий, бедняк и богач. И он решил отдать

одного из своих сыновей в ученики к портному и сказал ему:
— Ремесло всегда пригодится человеку. Ведь говорят же, что лучше хоть
немного знать ремесло, чем иметь сто мешков золота.
И вот в течение короткого времени сын падишаха стал таким портным, что
никто в Каире не мог сравниться с ним в искусстве шитья.
Когда падишах умер, на престол вступил его старший сын. А тот сын,
который стал портным, испугавшись за свою жизнь, бежал из города.
Как раз в это время проходили паломники, направлявшиеся к Каабе(
Кааба — святилище мусульман в Мекке; в одной из наружных стен этого храма
вделал черный камень , считающийся священным.)
Он затерялся в их толпе и пошел вместе с ними.
Пришли они к Каабе. Совершая вместе со всеми паломниками обряд
обхождения вокруг священной мечети, шахзаде (Шахзаде — царский сын, принц.
вдруг наступил на какой-то, твердый предмет. Он нагнулся и увиде)
кошелек. Шахзаде быстро поднял его с земли, привязал к поясу и как ни в чем
не бывало зашагал дальше.
Через некоторое время он увидел, что какой-то ходжа держит в каждой
руке по камню, бьет ими себя в грудь и причитает:
— О, горе мне! Я потерял кошелек, а в нем находилось все, что я сумел
приобрести с юношеских лет. О, если бы кто-нибудь из мусульман нашел кошелек
и вернул бы его мне во имя любви к Аллаху и в знак благоговения пред
священной Каабой! И пусть тогда половина находки так же послужит ему на
благо, как молоко его матери.
И он продолжал бить себя камнями в грудь.
При виде этого несчастного сердце шахзаде сжалось от сострадания. Он
понял, что найденный им кошелек принадлежит этому человеку.
Разве несметные богатства моего отца принесли мне счастье? — подумал
шахзаде.- Так зачем же мне этот кошелек? Лучше я верну его и не буду
причиной слез этого бедняги .
Он подошел к человеку, потерявшему кошелек, и сказал:
— О ходжа! Не плачь. Твой кошелек нашел я. Он у меня.
Ходжа сразу же вцепился в него.
— Где? — закричал он.
— Что ты вцепился в меня? Не бойся, я не убегу. Вот он, твой кошелек, у
меня на поясе,- сказал юноша.
Тогда ходжа взял шахзаде с собой и привел его к своему шатру. Они
прошли внутрь, и ходжа сел. Юноша, вынув кошелек, положил его перед ходжой.
Тот схватил кошелек, поцеловал его и прижал к груди. Затем, сломав печать,
он высыпал из него содержимое. Шахзаде увидел, что кошелек был наполнен
драгоценными камнями.
Ходжа разложил эти камни на две части и одну из них еще раз разделил
пополам.
— О юноша! Что ты хочешь: взять вот эту маленькую часть по моей доброй
воле или же две части — без моего согласия? — спросил ходжа.
— Лучше дай мне одну часть, но зато с твоим благословением,- сказал
шахзаде.
Но ходжа уже передумал и еще раз разделил маленькую часть. И снова
спросил:
— Какую из них ты возьмешь с моего соизволения?
Юноша опять согласился на меньшую долю. Тогда ходжа еще раз разделил
эту кучку и вновь спросил:
— О юноша! Хочешь ли ты взять эту часть, или же лучше мне пойти и
вымолить для тебя благословение Аллаха?
Я не воспользовался огромными богатствами моего отца. Так на что же
мне эти ценности? — подумал юноша.
— О ходжа,- сказал он,- ступай и вымоли мне благословение. Я
отказываюсь от всего.
Тогда ходжа встал и повел юношу за собой. Они подошли к Каабе. Ходжа
вознес руки к небу и обратился к юноше:
— Скажи аминь .
Юноша сказал: Аминь .
Затем ходжа пошевелил губами, провел руками по лицу и произнес:
— Теперь ступай, юноша. Вот я и помолился за тебя. Юноша отошел немного
в сторону и подумал: Клянусь Аллахом, если я вернусь в Каир, мой брат убьет
меня. А что, если мне пойти с этим ходжой в Багдад?
Он вернулся и подошел к ходже:
— О ходжа! Я тоже хочу идти в Багдад. Возьми меня с собой! Я буду в
пути ухаживать за твоими верблюдами.
Ходжа согласился и взял его к себе в услужение. Скоро они пришли в
Багдад.
Прошло несколько дней, как они остановились в этом городе. Однажды
юноша сказал ходже:
— Я знаю портняжное ремесло. Устрой меня к какому-нибудь знакомому
портному, я у него поработаю.
И ходжа пристроил юношу в мастерскую к своему другу. Шахзаде перешел к
нему и поселился там.
Как-то мастер дал юноше нераскроенную материю. чтобы тот сшил из нее
кафтан. А мы знаем, что сын падишаха превосходил своим искусством всех
портных Каира;багдадские же мастера и подавно не могли сравниться с ним.
Еще до наступления сумерек юноша скроил и сшил кафтан. Почистив, он
положил его перед хозяином. Тот развернул кафтан и, рассмотрев его, увидел
такую искусную работу, какой в жизни своей не видывал. Тогда он сотни тысяч
раз похвалил шахзаде и его мастерство. И все багдадские портные тоже
расхваливали юношу и дивились его искусству.
— О юноша,- сказал хозяин, давая ему деньги,- вот тебе плата —
двенадцать золотых.
После этого юноша каждый день шил такую же одежду и получал за работу
ту же плату. Вскоре он разбогател, и дела его пошли хорошо.
Случилось, что однажды ходжа и его жена повздорили между собой и
сгоряча с уст ходжи трижды сорвалось слово талак (Троекратное произнесение
слова талак осуществляет по мусульманскому праву развод; возобновление
расторгнутого брачного союза возможно лишь в том случае, если разведенная
жена выйдет замуж за другого (хотя бы фиктивно) и этот новый муж даст ей
развод.)
. Ходжа тут же раскаялся; он любил свою жену и хотел вернуть ее
обратно. Жена тоже была согласна.
Они пошли к кадию.
— Если после развода жена не состояла в браке с другим, вновь узаконить
ваш брак нельзя,- скачал кадий.
Ходжа задумался: Кто бы согласился на короткое время стать мужем моей
жены? И вдруг его осенило:
Клянусь Аллахом, я попрошу об этом того юношу, что пришел со мной. Он,
кстати, и не женат. А завтра они разведутся, и я получу свою жену обратно .
Он пошел и уговорил шахзаде сочетаться браком с его женой. Вечером он
оставил их вместе в темном помещении, а сам ушел.
Женщина велела принести светильник. Едва лишь она увидела шахзаде, как
влюбилась в него так, словно у нее была тысяча душ и сердец. И понятно: все
в юноше говорило о том, что он — сын падишаха. И юноша тоже влюбился в жену
ходжи. Они принялись шутить и развлекаться друг с другом.
Потом женщина взяла юношу за руку, привела его в сокровищницу и
показала богатства, хранившиеся там в сундуках. В одних лежало золото, в
других — серебро, в третьих — дорогая одежда, драгоценные камни и тяжелые
шелка. И каждый сундук был наполнен до отказа.
— Видишь ты эти сокровища? — спросила женщина. Так вот, знай, что все
это — мое. И все богатства, какие только есть у ходжи, тоже мои. Это
имущество дала ему я. Если ты не разведешься со мной и согласишься оставить
меня своей законной женой, все это богатство станет твоим. А ведь силой тебя
никто не заставит развестись со мной. Смотри не соглашайся на развод. Завтра
придет ходжа, ты подойди к нему и поцелуй его руку. А когда он скажет:
Пойдем к кадию ,- ты спроси: Что мы будем делать у кадия? И если он
скажет: Иди и разводись ,- ты отвечай: Клянусь Аллахом, если сегодня берут
жену, разве подобает завтра разводиться с нею? И ему нечего будет ответить
тебе.
Юноша очень обрадовался словам женщины и согласился сделать все так,
как она сказала.
Наутро пришел ходжа и постучался в дверь. Юноша, вышел на стук и
поцеловал ходже руку. Ходжа сказал:
— Собирайся, пойдем к кадию.
— А что нам делать у кадия? — спросил юноша.
— Как что?! Ты же должен развестись с женой!
— У нас считается постыдным взять жену и сразу же разводиться с ней,-
ответил ему сын падишаха.
И сколько ходжа его ни уговаривал, юноша не соглашался. Ходжа увидел,
что делать нечего. Он отправился к кадию и рассказал ему о своей беде. И
кадий и все, к кому ходжа ни обращался, говорили, что по закону жена
принадлежит шахзаде и что силой развести их нельзя.
Ходжа очень опечалился и впал в уныние: он сильно любил свою жену. От
горя он заболел и слег в постель. Уже лежа на смертном одре, он велел
позвать к себе юношу и сказал ему:
— О юноша, знаешь ли ты, о чем молился я тогда, стоя у Каабы?
— Нет, не знаю,- ответил сын падишаха.
— Вымаливая тогда у Аллаха благословение для тебя,- сказал ходжа,- я
просил его еще и о другом. Я молил его: О Аллах! Сделай так, чтобы после
моей смерти все мое имущество и достояние перешло к этому юноше . Так вот,
юноша, знай: все, что имеется в моем доме, принадлежало раньше моей жене.
Поскольку она стала теперь твоей, все мое состояние после моей смерти
перейдет к тебе, а все присутствующие пусть подтвердят мою волю.
И свидетели выполнили его просьбу.
Ходжа пролежал еще три дня, а на четвертый Аллах призвал его к себе, и
он переселился из обители бренности в чертог вечности. А юноша стал хозяином
его имущества. И когда люди узнали про эту хитрость женщины, все были в
крайнем изумлении.
Эту сказку я рассказал затем, чтобы ты знал, что женщины неспособны на
любовь, согретую жаром души и сердца. Они только в случае необходимости
следуют добродетели и лишь из страха перед карой шариата скромно сидят дома,
обернув свои ноги подолами. А если бы не это — они своими улыбками и своим
лукавством посеяли бы смуту во всем мире. Потому и говорят, что из тысячи
женщин не найдешь и одной добродетельной.

 

Читать другие турецкие сказки.Содержание