Электронная библиотека
  

Воздушный храм — стихи Константина Бальмонта

 

Воздушный храм — стихи Константина Бальмонта

 
Высоко над землею, вечерней и пленной,
Облака затаили огни.
Сколько образов, скованных жизнью мгновенной,
Пред очами проводят они.
 
Кто-то светлый там молится, молит кого-то,
Преклоняется, падает ниц.
И горящих небесных икон позолота

 
Оттеняет видения лиц.
 
Это храм, из воздушности светом сплетенный,
В нем кадильницы молча горят.
И стоят богомольцы толпой преклоненной,
Вырастает их призрачный ряд.
 
И одни возникают, другие уходят,
Прошептавши молитву свою.
И ушедшие – в мире, незримые, бродят,
Созидая покров бытию.
 
Из воздушного храма уносят далеко
Золотую возможность дождей,
Безотчетную веру живого потока,
И молитвенность кротких страстей.

А горячее Солнце, воззвавши их к жизни,
Наклонилось к последней черте,
И уходит к своей запредельной отчизне,
В беспредельной своей красоте.
 
И блаженному сладко отдавшись бессилью,
Засмотрелось, как вечер красив,
И как будто обрызгало светлою пылью
Желтизну созревающих нив.
 

Анализ стихотворения Бальмонта «Воздушный храм»

 
Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. «Жизни податель», дневное светило «ласкает» нежные цветы, но если «захочет», может с легкостью разжечь степной пожар, став источником «страшного сжигающего света». Величественный образ близок к божественному началу. Автор, пишущий «Солнце» с заглавной буквы, называет его «бессмертным» и «животворящим». Лирический герой-поэт, который именует себя «сыном Солнца», декларирует верность высокому покровителю: он клянется до самой смерти «петь» гимны «вечно молодому» патрону.
 
В стихотворении 1902 г. отображается гармоничная ипостась знакового образа-символа. При помощи сплетений света всесильного «горячего Солнца» вырастает чудесное видение — небесный храм. Он располагается высоко над землей и укрыт облаками, но доступен для детального наблюдения лирическому герою.
 
Поведение «призрачных» богомольцев соответствует традициям: паства преклоняет колени, возносит молитвы и затем покидает святилище. Иконы в позолоченных окладах, горящие кадильницы — внутреннее убранство фантастической постройки также напоминает земную церковь. Однако сходство внешних атрибутов подчеркивает особенности атмосферы ирреального пространства — обилие света, блеска и господство тишины.
 
Внимание лирического субъекта переключается на загадочных богомольцев, которым поручена важная миссия создания «покрова бытию». Невидимые фигуры, подобно странствующим проповедникам, несут земному миру благодатные дожди, живую веру и пример истинного смирения.
 
В двух последних катренах автор изображает картину вечернего заката, решенную по принципам символизма. Пара ярких однокоренных эпитетов — «запредельный» и «беспредельный» — призвана охарактеризовать высокую и прекрасную, но непосильную для человеческого познания сущность Солнца. Мощь светила преображает портрет унылой «пленной» земли, на которую снисходит отблеск горней красоты. «Светлая пыль» на фоне желтых полей — отражение роскошной позолоты воздушного здания.
 
Основываясь на классической антитезе небесного и земного, Бальмонт трактует вечное противостояние как противоборство духовного и бездуховного, сил космоса и хаоса. Образ заоблачного храма становится центром, «местом силы», способным озарить земную жизнь радостным светом божественной любви.
 

Фея
Россия
Читать другие стихи К.Бальмонта