Анализ стихотворения «Исповедь хулигана» С. Есенина
Анализ стихотворения «Исповедь хулигана» С. Есенина
Стихотворение «Исповедь хулигана» написано в 1920 году, и оно отличается от большинства произведений поэта по своей форме. Вместе с этим, оно не выбивается из общей картины поэтического настроения по стилю и содержанию – Есенин по-прежнему признается в своей хулиганской натуре.
В стихотворении явно прослеживается увлечение модным на тот момент имажинизмом. Рубленый размер строк, аллитерации, необычные метафоры и смелые образы, сочетание высоких литературных слов и фактической брани. Противоречивость написания усиливает противоречивость и содержания произведения, подчеркивая неординарную личность поэта.
Поэт начинает свою исповедь не как разговор с читателем, а скорее, как беседу с самим собой, размышлением о том, что исповедуется не раболепный человек, а непокорный хулиган. Внезапный переход от размышления на резкое описание себя самого как будто подчеркивает это. Герой представляется читателю дерзким, нахальным, смотрящим свысока на серых, осуждающих его людей. Он не стесняется в выражениях, не прогибается под фальшивую правильность лже-моралистов; это напоминает скорее отповедь, а не исповедь.
Новый переход открывает совсем другого человека – того Есенина, лирика и мечтателя, который известен лишь тому, кто способен видеть что-то другое за нечесаными кудрями. Он певец природы, отмечающий и заросший пруд, и звон ольхи. Вспоминает поэт и о своих родителях, переходя снова от душевности к хвастовству, из-за чего веет странной неискренностью, а упоминание лакированных башмаков и цилиндра видится лишним.
И все же, Сергей Александрович помнит свое прошлое, не чурается и не отрекается от него. Он любит эту грязноватую деревню с ее запахами, нетерпимыми для жителя большого города, и отчасти ему свиные грязные морды милее лощеных лиц вокруг. Вспоминает поэт и старого пса, потерявшего нюх, и их общие проказы со стянутым хлебом. Словно подчеркивая отношение людей к самому поэту, Есенин отмечает, как были друг к другу не брезгливы он сам и обычный дворовый пес.
Любовь к родине останется для Есенина любовью именно к тому месту, откуда он родом. Его собственное признание о том, что он все тот же деревенский мальчишка, пусть даже одетый в модный костюм, подчеркивает это. Поэт не изменился, а лишь только надел маску. И даже прорвавшаяся нежность не может изменить общего настроения – он вновь прикрывается грубостью и браными словами, словно в насмешку над всей сентиментальностью, что прорвалась наружу.
Все это заставляет читателя пребывать в недоумении, заставляет возвращаться к произведению снова и снова – чтобы лучше понять личность Есенина, его суть, которая оказалась так ясно отражена в «Исповеди». Он именно такой – противоречивый хулиган с сентиментальной душой.